Для этого нужно знать:
1. Возможности РАБИС. Программисту наладить технологию создания сетевой папки «Краевед»; Поиск и заказ
2. Определить конкретно цели, задачи, направления оцифровки документов, создание полнотекстовых документов для филиалов Нуринской ЦБС;
3. Приступая к оцифровке своих материалов, библиотека должна понимать и принимать на себя часть ответственности за создание совокупного распределенного фонда электронных документов.
4. Прежде чем отбирать конкретные коллекции или документы для оцифровки, следует принять решение о том, что в фондах данной конкретной библиотеки может представлять интерес для всех читателей – локальных и удаленных. Например, для городских и районных библиотек уникальными материалами являются документы региональной печати и краеведческие материалы, поскольку они отсутствуют в большинстве даже самых крупных библиотек за пределами региона.
5. Рекомендуем принять методические решения по оцифровке документов Нуринской ЦБС для филиалов и конкретно распределить, по каким темам будут оцифровывать документы;
6. Для оцифровки использовать лицензионные программы«Adobe Photoshop» и «Fine Reader» 7, если их нет, то рекомендуем использовать СПО (свободное программное обеспечение)
7. Использовать форматы файлов:
- для современных изданий, так и сканированных старых документов формат PDF;
- для создания коллекций изображений (плакатов, открыток, фотографий и т.п.) JPEG, GIF, TIFF.
- для просмотра документа в PDF используйте официальную бесплатную программу- Adobe Reader.
- Скачать с Интернета СПО (свободное программное обеспечение) Adobe Acrobat Reader и установить во всех филиалах ЦБС.
Технология создание электронного документа и привязка документа в ПБД:
Для создания полнотекстовой базы данных необходимо в первую очередь определить ценность и информативность материалов, которые Вы хотите представить пользователю. Текст должен быть представлен в электронном формате (он может уже реально существовать в виде электронного документа в Интернет, электронная версия статьи, доклада и т.д.). Это могут быть также электронные издания библиотеки.
При создание полнотекстовых БД важно включить:
- • статьи из центральных и местных периодических изданий;
- • уникальные краеведческие книги;
- • краеведческие библиографические указатели, так как они являются основным источником краеведческой информации;
- • полнотекстовые материалы Интернет;
- • Электронные издания библиотеки (CD-rom и.т.д.)
Программа РАБИС НБ РК позволяет создавать библиографическую базу данных, которая может быть дополнена полнотекстовой базой.
Если у Вас отсутствует электронная версия нужной статьи, в этом случае можно воспользоваться программой ABBYY FineReader 8.0 и методом сканирования получить документ в электронном формате.
Для сканирования документа необходимо осуществить следующие операции:
Открытие программы ABBYY FineReader 8.0.
После открытия программы устанавливается язык (на каком языке напечатан документ)
1. Сканировать. В опциях ставим точку «Использовать интерфейс ABBYY FineReader» и галочку «Запрашивать опции перед началом сканирования». И нажать на сканирование. После этого появляется окно «Настройки сканера» (разрешение: для текста 300-600 пикселей, выше не рекомендуется; формат вывода: либо 256 серого, либо черно-белого). Режим сканирования картинок: «Серое изображение» для газетных статей, для журнальных статей «Цветное изображение», для книг можно «Черно-белое изображение» или «Серое изображение», смотря от качества книг. Только после этого нажимаем ОК.
2. Распознать. После появления картинки выделить область распознавания. Для этого воспользуйтесь инструментами на панели Изображение: выделить текстовые блоки и блок-картинку. При выделении текстовых блоков следите за тем, чтобы границы блоков совпадали с границами текста. Более подробно о выделении и редактировании блоков вручную см. в программе ABBYY FineReader «Обучения на примерах».
3. Проверяем текст. Можно проверить автоматически, если язык встроенный. Н.: на русском языке. Сложный и плохо распознанный документ и текст на казахском языке лучше проверять вручную.
4. Сохранить. Прежде чем сохранить документ в формате pdf. Нужно сначала в опциях в форматах выбираем формат pdf, в формате сохранения документов выбираем «Только текст и картинки», «Сохранять цвет фона и букв» убираем галочку, ОК и закрыть диалоговое окно. Нажимаем на «Сохранить» Появляется окно «Сохранить страницы». Печатаем имя файла и выбираем тип файла документ PDF, В верхнем углу выбираем соответствующую папку где вы сохраняете документ, в нижнем углу выбираем «выделенную страницу», то с пакета сохраняется 1 страница, или выбираем «все страницы», то с пакета сохраняется все страницы, «Сохранить как» нужно выбрать «Все страницы в один файл», ставим галочку «Открыть документ после сохранения». Только после этого нажимаем на «Сохранить». Отсканированные документы сохраняются в формате PDF.
5. Оцифрованные электронные документы сохранять и размещать в соответствующую папку в локальной сети библиотеки на винчестере компьютера в графическом формате PDF. Путь размещения документа: 1. Сетевое окружение; 2. Fileserv 2; 3. Папка «A_Rabis…»; 4. Папка «Краевед». Формировать папки строго по теме (по краеведению). Для создания страхового фонда по краеведению.
Папка «Краевед», куда вставляем электронный документ. Далее сохраненный материал описывается как электронный ресурс и вводится в «РАБИС Каталогизатор», где производится полнотекстовая привязка документа к БЗ.
Если на электронный документ, помещенный в папку «Краевед» существует библиографическая запись, то необходимо:
В Электронном Каталоге «Краевед» открыть данную библиографическую запись.
Нажать на опцию «Добавить из рабочего листа F3 и выбрать поле «Текст».
Поле «Текст» предназначено для прикрепления к БЗ полного текста описываемого документа. Полнотекстовая привязка: устанавливаем курсор в поле «Текст» – клавиша F8 – папка «A_RabisKar9…» – папка «Краевед» – тип файлов «All Files» – выделить нужный файл – Выбор
Закрепление материала
- Практическая работа
- Контрольное задание
- Тестирование
Вопросы к зачету
- Отличие программ «Adobe Photoshope» и «Fine Reader».
- Назовите основные этапы сканированияв Программе «Fine Reader» ( сканировать, распознать, проверить, сохранить).
- Следующая операция после «Проверить» (передать страницы в …).
- В каких форматах сохраняется в программе «Fine Reader» отсканированный документ (Microsoht Word,Microsoft Exell, Micrisoft power Point).
- Как сохраняется в программе «Fine Reader» отсканированный документ (строка меню «Файл», «Сохранить как …).
- Назовите основные окна строки меню «Adobe Photoshope» (файл, правка, изображение, слой, выделить, фильтры, вид, окно, помощь).
- Назовите команды включает вертикальная строка меню (ластик, цвет, заливка, лупа, магнитное лассо).
- Назовите функции окна «Изображение» (настройка, размер изображения, перевернуть, обрезание (кадрировать).
- Как можно обрезать лишнее на изображении (Два способа: перед сканированием или в вертикальной строке меню выбрать четырехугольник_активизировать_изображение_обрезание)
- Как вырезать фрагмент картинки с помощью овала (выделить овалом фрагмент_правка_копировать_файл_новый_о,кеу_правка_вставка_слои_склеитьвсе слои).