Мы хотим знать решительно всё о тех, кто создал великие поэмы, сонеты, симфонии, оперы, полотна, кинофильмы, пьесы… Биографии великих людей – это как бы ступени лестницы, по которым человечество поднимается, осознавая свой опыт.

 Ираклий Андроников

 

Уважаемые гости сайта!

В ряду замечательных имен календаря искусств 2015 года вспомним некоторые из них:

15 февраля 95 лет со дня рождения актрисы, певицы, народной артистки Казахстана Куляш Сырымбетовны Сакиевой (1920 г.)

Время  рождения Куляш пришлось на суматоху гражданской войны. В семье бабушки и дедушки она была единственной девочкой, росла под присмотром четырех братьев. Все были музыкально одаренными. Кто-то играл на домбре, кто-то на мандолине. Часто в их доме по вечерам проходили импровизированные концерты.  Однажды Куляш услышала пение  приезжих самодеятельных артистов. Эта  встреча стала знаковой.  Когда артисты  уехали,  взрослые хватились девочки. Они нашли её сидящей высоко на дереве. Куляш-апа вспоминала, что  впервые  запела, крепко обнимая дерево, и эта песня походила на плач израненной души. По окончании  четырех классов Куляш отправили в Зайсан  на рабфак по специальности  «школьный учитель».  Перетерпев несколько лет, семнадцатилетняя Куляш однажды ночью сбежала с подругой в Алма-Ату учиться на актрису. Ей повезло: в 1937 году на курс актерского мастерства в алма-атинское театральное училище набирал своих учеников режиссер Аскар Топканов. До самой кончины он считал Куляш Сакиеву одной из самых талантливых своих учениц. Её сокурсницами были Шолпан Жандарбекова и Бикен Римова. Все отмечали в ней зрелость и готовность к самопожертвованию.

В годы Великой Отечественной войны Куляш Сакиева в составе труппы Джамбульского областного драматического театра с трехмесячной дочерью на руках объездила все госпитали Казахстана с концертами и спектаклями.

С первой роли Луизы, дочери бедного музыканта в спектакле «Коварство и любовь» Ф. Шиллера Куляш Сакиева определила свое творческое кредо: нести людям Любовь. Это светлое чувство, воспевавшееся во все времена, было воплощено актрисой  в разные годы в ярких женских образах:  Енлик, Баян, Жибек, Айман, Кортка, Актокты.

Роль Майры в одноименном спектакле  стала  значительной частью жизни актрисы. Для воплощения этого образа Куляш отправилась в путешествие на теплоходе  по Иртышу  с посещением Павлодара, чтобы увидеть дом Майры и поговорить с теми, кто её знал и слышал.

За роль Майры Куляш Сакиева была удостоена  звания  заслуженной  артистки Казахской ССР.

Далее следовали другие награды: два Ордена Знак Почета, несколько медалей, звание народной артистки Республики Казахстан  и Орден «Парасат».

Обладая удивительно сильным, красивым голосом, актриса никогда не пользовалась фонограммой и микрофоном.

Из ролей юных красавиц на сцене Семипалатинского музыкально-драматического театра им. Абая Куляш Сакиева  выросла до амплуа благородных матерей и бабушек.

90-летний юбилей Куляш-апа встречала новой ролью на сцене своего любимого театра, сыграла мудрую бабушку Зере, воспитавшую  маленького Ибрагима, которого ласково называла Абаем. И зритель поверил, что именно такая женщина могла взрастить  будущего гения.

В «Золотой фонд Казахстана» вошли около  60 песен, автором текста которых является Куляш Сакиева.

9 февраля 90  лет со дня рождения актера, народного артиста Казахской ССР Василия Федоровича Корниенко (1925 г.)

О людях с такими внешними данными с нескрываемой симпатией говорят «могучий». Говоря о даровании актера, произносят «могучий талант». В его творческой биографии оказались роли классического и современного репертуара, о которых можно было только мечтать.

За годы работы в областных театрах Казахстана (в 1947 – 1972гг.) Василий Федорович Корниенко был удостоен звания заслуженный артист Казахской ССР (1971г.).

С 1972 г. Василий Федорович служит артистом Карагандинского Областного драматического театра имени К. С. Станиславского, на сцене которого  сыграл лучшие роли из драматургии А. Н. Островского: Николай («Поздняя любовь», 1962), Белугин («Женитьба Белугина», 1962), Вожеватов («Бесприданница», 1964), Несчастливцев («Лес», 1969), Бессудный («На бойком месте», 1979).  Зрители оценили роль Крутова в пьесе Э. Володарского «Долги наши» (1974). Ярким, выразительной лепки сложился образ Ахана в спектакле Ш. Муртазаева «Черное ожерелье» (1973). Не проходящей тревогой был охвачен зрительный зал, сопереживая милиционеру Ковалеву, герою спектакля «Самый последний день», Бориса  Васильева (1972). Одна из лучших последних ролей В. Ф. Корниенко Карабай  в «Поэме о любви» Г. М. Мусрепова (1983).

На актеров такого масштаба возложена миссия, обозначенная драматургом В.Розовым: «В наш рациональный  век, когда  человеческому  разуму  доверено  так  много,  роль эмоционального театра  особенно  велика  и  может быть  спасительна».

В 1979 г. актеру Василию Федоровичу Корниенко присвоено звание народный артист Казахской ССР.

Участник Великой Отечественной войны, Корниенко В. Ф. награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями.

25 марта – 95 лет со дня рождения  Маката  Рымжановича  Рымжанова

Есть люди, в характере, поведении, судьбе которых наглядно и рельефно отражаются приметы  и черты эпохи, в которой они живут. И чем значительнее по историческому содержанию эпоха, тем более ярки и неповторимы характеры и судьбы таких людей. Эти слова в полной мере могут быть отнесены к Макату Рымжановичу  Рымжанову.

 Вся современная история, вся жизнь страны преломлялась в его деятельности.

М. Рымжанов родился 25 марта 1920 года в селе Абыз Каркаралинского района Карагандинской  области. Его юность совпала  с грозными военными годами. С первых дней Великой Отечественной войны он находился на передовой.  Возвратившись после тяжелого  ранения в  Казахстан, М. Рымжанов работал в партийных органах Турксиба, затем был переведен в аппарат Совнаркома. В 1944-1949 годы М. Рымжанов являлся ответработником военного отдела ЦК Компартии Казахстана, затем начальником политотдела в системе железной дороги

С 1949 года по 1963 год М. Рымжанов находился на партийной работе в должности заведующего отделом пропаганды и агитации, секретаря обкома партии Петропавловской, Уральской и Карагандинской областей. С 1960 года жизнь и деятельность Маката Рымжановича   были связаны с Карагандинской областью – он работал секретарем, заместителем председателя облисполкома. С июня 1971 года до конца своих дней М. Рымжанов трудился а  сфере культуры и искусства. В течение15 лет он был начальником областного управления культуры, Это стало для него временем Ренессанса в пору, когда Первым секретарем обкома был А.Коркин. Между ними возникло полное взаимопонимание, что принесло замечательные плоды: в эти годы были осуществлены самые весомые для культурной жизни области проекты: строительство цирка и Концертного зала "Шалкыма", здания Театра музыкальной комедии. Появились театры – оперетты и немецкий Драматический, симфонический оркестр и оркестр народных инструментов имени Таттимбета – многое из того, что заметно выделяло Караганду в жизни республики и не только как Индустриальный, но и как культурный центр. Хотя были определенные трудности в том, чтобы "пробить" такие статьи в бюджете, как строительство здания для симфони-ческого оркестра, или реконструкция кинотеатра под концертный зал.                                         

Из выступления сына Маката Рымжановича Ораза:

Я помню, как отец приехал в Алматы, чтобы забрать сразу весь выпуск музыкантов из консерватории полный набор в оркестр.  И он с собой привез уже ключи от квартир.  Целый дом был отдан симфоническому оркестру. Такое время было!

Маката Рымжановича по праву считают  одним из крупнейших организаторов духовной жизни Сары-Арки. Перейдя пенсионный рубеж, он не мог представить себя праздно сидящим дома, и уже после выхода на пенсию возглавлял Областной   казахский Театр драмы имени С.Сейфуллина, а последние десять лет посвятил творческой деятельности: до конца своих дней был заведующим литературной частью, редактором-переводчиком Областного концертно-циркового объединения имени К.Байжанова, возглавлял областное отделение Казахского фонда культуры. Маката Рымжановича всегда выделяли высокая общественная  активность, трудолюбие, подлинная интеллигентность. Он был обаятельным, духовно щедрым и добрым, постоянно уделял внимание молодым, искреннее желал помочь людям.

Из воспоминаний библиотекарей, комсомольцев 70-х:

Когда мы приглашали Маката Рымжановича на торжественные комсомольские собрания, он всегда находил для нас время. Приходил, чтобы не просто поприсутствовать. Он красиво читал стихи о комсомольцах, о революции, пел с нами песни. И еще важно отметить, Макат Рымжанович знал по именам библиотекарей сельских филиалов! А это уже – аттестация!!!

Его боевые и трудовые заслуги  были отмечены орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", 13-ю медалями, Почетными Грамотами Верховного Совета Казахской ССР. Он являлся Отличником народного просвещения  республики, заслуженным работником культуры.

И это по достоинству!

P.s.:   Информация подготовлена с привлечением материалов периодических изданий Казахстана;

P. р.s.:  Обращаем ваше внимание: более подробную биобиблиографическую информацию о мастерах искусств Казахстана Вы сможете получить, воспользовавшись электронным каталогом на сайте или посетив отдел литературы по искусству.